Вышла статья С. М. Эйзенштейна «Э! О чистоте киноязыка»
Вышла статья С. М. Эйзенштейна «Э! О чистоте киноязыка»
24 мая 1934 года в журнале «Советское кино» была опубликована статья Сергея Михайловича Эйзенштейна «Э! О чистоте киноязыка».
В начале текста, Эйзенштейн сам указал на повод написания статьи — заметку А. М. Горького «О языке», напечатанную в газете «Правда» 18 марта 1934 года.
Горький выступил против засорения русского литературного языка псевдонародными словечками и призвал писателей тщательно работать над языком, ибо «борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры».
Причина начатого Эйзенштейном разговора о чистоте киноязыка заключалась в том, что с приходом звука в начале 30-х годов многие кинематографисты полемически открещивались или просто пренебрежительно отказывались от ряда принципов и достижений 20-х, в частности от выразительных возможностей монтажа и композиционного построения кадра.
Отнюдь не придерживаясь метафизической мысли о неизменности использования монтажных принципов, Эйзенштейн стремился показать необходимость закономерного художественного построения для выявления тематических и идейных задач произведения.
По его мнению, отказ от определенной системы выразительных средств не должен означать отказа вообще от всякой художественной закономерности, от выразительности и отшлифованности построения.
Показательно также, что в данной статье Эйзенштейна интересовали не отдельно монтаж или композиция кадра, а именно их взаимосвязь и взаимообусловленность.
- по «Эйзенштейн С. М. Избранные произведения в 6 томах»,
Том 2 «Э! О чистоте киноязыка» с. 81
