Родился Фридрих Эрмлер

Родился Фридрих Эрмлер

13 мая 1898 года в одном из «местечек» Витебской губернии в бедной многодетной еврейской семье родился Владимир Маркович Бреслав, более известный как Фридрих Эрмлер.

Работал помощником аптекаря, с детства мечтал стать киноактером. С 1918 по 1922 годы служит в ВЧК – ГПУ по хозяйственной части.

В 1923 году Эрмлер поступил в Институт экранных искусств в Петрограде, снялся как киноактер в лентах В. Висковского «Чай» и «Красные партизаны» (1924). Тогда же решил стать режиссером. Его первая работа – ныне утерянная эксцентрическая короткометражка «Скарлатина».

Следующая работа Эрмлера – приключенческий фильм «Дети бури» (1926, совм. с Э. Иогансоном; не сохранился) – имела серьезный прокатный успех. В том же году совместно с Э. Иогансоном он снимает первую в истории советского кино лирическую комедию «Катька – Бумажный ранет». В 1927 году выходят картины «Дом в сугробах» и «Парижский сапожник» (обе сохранились не полностью).

Следующая лента – «Обломок империи» (1929). Герой, потерявший память в результате контузии на Первой мировой войне, внезапно вспоминает себя, увидев в окне проходящего поезда бывшую жену. Пустившись на поиски, он попадает в Петроград, ставший Ленинградом, и, постепенно осознав величие произошедших перемен, поступает трудиться на завод, хозяином которого он теперь себя ощущает.

В 1930 году Эрмлера отправят сначала учиться в Комакадемию, а затем вместе с Сергеем Юткевичем снимать звуковую ленту «Встречный» (1931) — агитпроповскую историю про «энтузиазм» коллектива турбинного завода, ликвидирующего «прорыв» на «трудовом фронте». В 1935 году выходят «Крестьяне», картину про разоблачение кулака, которую Эрмлер трактует как трагедию распада человеческой общности на враждующие части.

Одной из вершин творчества Эрмлера оказывается картина «Великий гражданин» (1937 – 1939), основанная на фактах биографии Кирова. Как отмечает Марианна Киреева: «про то, что идея создания справедливого общества переродилась в официальную религию, советский кинематограф догадывался и раньше. Но только «Великий гражданин» — вольно или невольно – смог столь последовательно сказать о заведомой фиктивности государственного мифа».

В годы войны выходят фильмы «Она защищает Родину» и «Великий перелом». В 60-е – документальная лента «Перед судом истории», которая, наряду с «Обломком империи» и «Великим гражданином», относится к наиболее совершенным фильмам Эрмлера.


Родился Фридрих Эрмлер

Возврат к списку