Вышел фильм «Пиковая дама»
Вышел фильм «Пиковая дама»
19 апреля 1916 года состоялась премьера немой картины «Пиковая дама» Якова Протазанова, созданной по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.
По сюжету фильма, однажды, за карточной игрой один из офицеров рассказывает друзьям о своей престарелой родственнице-графине, которой некогда граф Сен-Жермен открыл тайну трех верных карт, выигрывающих кряду.
Германн (Иван Мозжухин), который никогда не садится за игровой стол из боязни проиграть, загорается идеей выведать у графини эту тайну. Для этого он знакомится с племянницей графини Лизой (Вера Орлова). Девушка влюбляется в него и даёт ему ключ от дома. Ночью Германн проникает в дом графини, чтобы выпытать у старухи тайну трёх карт, но графиня отказывается отвечать и умирает.
«Пиковая дама» оказалась одной из важнейших картин русского дореволюционного кино. В отличие от экранизации Петра Чардынина, вышедшей на экраны в 1910 году и отталкивавшейся от оперы Чайковского, Протазанов обратился к изначальному тексту повести, отыскивая кинематографический эквивалент пушкинской иронии.
Исполнитель главной роли — Иван Мозжухин интересовался проблемами человеческой психики и, имея выразительную, «романтическую» внешность, сумел точно передать психологическое состояние героя.
Оператор фильма Евгений Славинский одним из первых в русском кино применил движущуюся камеру при съемке сцены, где Германн идет ночью по анфиладе комнат дома графини. Камера была подвижна и буквально следовала за Германном, тем самым передавая его смятенное, беспокойное состояние. Также в картине была едва ли не впервые использована субъективная камера (фрагмент не сохранился). Были использованы съемки с новых ракурсов — например, вид сверху в сцене, когда Лиза смотрит из окна на Германна.
«При съемке фильма мною были применены впервые кое-какие новшества, которые хотя сегодня и кажутся малозначительными, но… сильно украсили картину и позволили мне полнее и красочнее передать на экране эпоху и эмоции персонажей повести Пушкина» - вспоминал Славинский.
Исполнитель главной роли — Иван Мозжухин интересовался проблемами человеческой психики и, имея выразительную, «романтическую» внешность, сумел точно передать психологическое состояние героя.
Оператор фильма Евгений Славинский одним из первых в русском кино применил движущуюся камеру при съемке сцены, где Германн идет ночью по анфиладе комнат дома графини. Камера была подвижна и буквально следовала за Германном, тем самым передавая его смятенное, беспокойное состояние. Также в картине была едва ли не впервые использована субъективная камера (фрагмент не сохранился). Были использованы съемки с новых ракурсов — например, вид сверху в сцене, когда Лиза смотрит из окна на Германна.
«При съемке фильма мною были применены впервые кое-какие новшества, которые хотя сегодня и кажутся малозначительными, но… сильно украсили картину и позволили мне полнее и красочнее передать на экране эпоху и эмоции персонажей повести Пушкина» - вспоминал Славинский.
