Родился Сергей Параджанов
Родился Сергей Параджанов
9 января 1924 года, в Тбилиси родился кинорежиссер и сценарист Сергей Иосифович Параджанов.В кино Параджанов начал работать в 1949 году, когда устроился ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени Довженко, где проработал до 1960 года. В дальнейшем, Параджанов работал режиссёром на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм».
В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Игоря Савченко. Его дипломной работой стал фильм «Молдавская сказка».
Дебютом режиссера в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».
В 1964 году по мотивам произведений Михаила Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков». Эта картина поражает духом народности и своей изобразительной выразительностью. На нескольких международных кинофестивалях фильм удостоился премий, а имя Сергея Параджанова приобрело немалую известность.
Еще более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа режиссера — «Цвет граната». В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, он воссоздал биографию тбилисского армянского поэта Саят-Новы на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа.
В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988 году вышла его последняя законченная картина — «Ашик-кериб», снятая по мотивам одноимённой сказки М. Ю. Лермонтова.
Помимо фильмов Сергей Параджанов создал ряд изобразительных произведений в технике коллажа. Сохранились также рисунки Сергея Параджанова, в том числе так называемые «марки с зоны» (с 1973 года Параджанов был арестован и на протяжении пяти лет содержался в тюрьмах и колониях Украины), выполненные шариковой ручкой на этикетках от спичечных коробков.
«В этой судьбе есть что-то щемяще-незавершенное, схожее с трагедией без катарсиса. Все же из его картин, до обидного малочисленных, выстраиваются вехи последовательной и цельной авторской эволюции. Параджанов прошел путь от умеренного, «оттепельного» варианта социалистического реализма — к философской драме и опыту «чистого кино», а затем — непринужденно шагнул к автостилизации и маньеризму. Он был — истинный «человек-оркестр», радужный мазок на фоне угрюмой эпохи».
- О. Ковалов о Сергее Параджанове,
Новейшая история отечественного кино.
1986—2000. Кино и контекст, том 2-ой
