Родился Николай Эрдман
Родился Николай Эрдман
16 ноября 1900 года родился русский драматург, поэт и киносценарист Николай Эрдман. Учился в Москве, в Петропавловском реальном коммерческом училище.В 1919 году Николай Эрдман был призван в Красную Армию. Демобилизовался в 1920 году и тогда же начал литературную деятельность. Под влиянием своего брата, художника Бориса, вошёл в группу имажинистов, опубликовал несколько стихотворений, писал тексты для артистических кабаре, работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, был автором интермедии в знаменитом спектакле Театра им. Вахтангова «Лев Гурыч Синичкин» по пьесе Дмитрия Ленского.
В 1924 году Николай Эрдман написал свою первую пьесу — «Мандат». Поставленная в 1925 году в Театре им. Вс. Мейерхольда, а затем и в Ленинградском академическом театре драмы, пьеса принесла признание молодому драматургу. В 20-х годах сатирическую комедию Эрдмана ставили во многих городах СССР, в том числе в Одессе и Харькове, Баку и Ташкенте, а в 1927 году пьеса была поставлена в Берлине.
Иная судьба ожидала вторую пьесу Эрдмана — «Самоубийца», написанная 4 года спустя. Практически сразу её принял к постановке Всеволод Мейерхольд, но не получил разрешения. В начале 30-х годов разрешение как будто было получено: в декабре 1931 года пьесу Эрдмана начали репетировать во МХАТе, но спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям «Самоубийцы» приступил Мейерхольд, но и его спектакль был запрещён на стадии генеральной репетиции. В этот период изменилось отношение и к «Мандату».
С 1927 года Николай Эрдман работал в кинематографе как сценарист. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма «Весёлые ребята»; однако во время съёмок фильма в Гаграх, в 1933 году, Эрдман и Масс был арестован. Поводом для ареста стали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии. Фамилии обоих авторов были удалены из титров фильма. Приговор, вынесенный Эрдману оказался мягким для того времени — ссылка на 3 года в город Енисейск.
Ещё в 1928 году Николай Эрдман познакомился с одной из ведущих актрис МХАТа Ангелиной Степановой, с которой на протяжении ряда лет был связан отношениями и вел длительную переписку. Степанова в то время была замужем за режиссёром Николаем Горчаковым, сам Эрдман был женат. Однако именно благодаря ходатайствам Степановой в 1934 году Эрдман был переведён в Томск. В 1936 году его освободили, но без права жительства в столице и других крупнейших городах. Эрдман поселился в Калинине, в дальнейшем он жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани.
После ареста Эрдмана был запрещён «Мандат», пьес он больше не писал, но продолжал работать в кино, став одним из авторов сценария нового фильма Григория Александрова — «Волга-Волга», в 1941 году удостоенного Сталинской премии.
Осенью 1941 года Эрдман был отправлен в глубокий тыл. При проезде через Саратов эшелон с эвакуированными задержался. В это время в здании Саратовского Театра Юного Зрителя работал эвакуированный из Москвы МХАТ. На имя директора МХАТа Ивана Москвина пришло письмо, подписанное Леонидом Берией, в котором Эрдману предлагалось сотрудничество с Ансамблем песни и пляски НКВД. По этому письму Эрдмана сняли с эшелона и отправили в Москву, к новому месту работы.
После войны Эрдман писал сценарии к фильмам и мультипликационным картинам, перерабатывал работы других кинодраматургов, работал в Театре на Таганке.
"Николай Эрдман вошел в нашу литературную традицию, как автор «Мандата» и «Самоубийцы» - пьесы, объяснившей целому поколению интеллигенции, «почему мы еще живы», и ставшей, тем самым, как бы прощанием автора со своим даром. Не забудем, что, услышав 12 октября 1933 года об аресте Николая Эрдмана, М.Булгаков «ночью… сжег часть своего романа». Но при всем сходстве язвительного склада ума обоих, при их симпатии и блестящем собеседничестве (Михаил Булгаков, как известно, даже написал личное письмо Сталину в защиту Николая Эрдмана), Николай Эрдман по натуре тяготел к другому жанру, расцветавшему в иные моменты истории, но так и не конституированному отечественной традицией. И дело не только в том, что Николаю Эрдману явно не хватало благородного графоманства: просто он любил короткий метр и легкий жанр. Если Михаил Булгаков делал либретто для опер, то Николай Эрдман -для оперетт. Он был, как сказали бы теперь, плейбоем: любил бега, коньяк, красивых женщин и женился на балеринах. Если бы в России могла состояться кабаретистская культура, временно расцветшая в «позорное и проклятое» время 20-х, он безусловно стал бы ее Charming Prince".
- Майя Туровская «Волга-Волга и ее время», Киноведческие Записки №45
