Новости

Подведены итоги Каннского кинофестиваля

Главную награду киносмотра – «Золотую пальмовую ветвь» – получил шведский режиссер Рубен Эстлунд, представлявший фильм «Квадрат», передает ТАСС.

В картине Эстлунда высмеиваются пороки современного западного общества с его лицемерием и комплексами политической корректности. Главный герой киноленты – разведенный отец, воспитывающий двух дочерей и работающий смотрителем музея современного искусства, где готовится выставка, посвященная толерантности и солидарности. Центральный ее экспонат – размещенный посреди зала квадрат площадью четыре квадратных метра – «святилище доверия и доброжелательности», в котором посетители могут свободно высказать свои соображения на заявленную тему.

За стенами же музея своим чередом идет жизнь двух непересекающихся миров – в одном обитают зажиточные буржуа, предпочитающие экологически чистые электромобили и тщательно следящие за политкорректностью, в другом – бездомные люди. Однажды эти миры пересекаются: у главного героя крадут мобильный телефон с кошельком, что запускает непредвиденную цепь событий, которые полностью переворачивают его жизнь.

«Он (Рубен Эстлунд) мастерски поставил этот очень забавный фильм. В нем говорится о политкорректности, о том, что это – еще одна диктатура, возможно, столь же ужасная, как и любая другая диктатура. И столь серьезная тема была подана с невероятным воображением», – отметил председатель жюри Педро Альмодовар.

Гран-при Каннского фестиваля получил французский режиссер Робен Кампийо за фильм «120 ударов в минуту». Действие картины происходит в начале 1990-х годов в Париже. В центре сюжета – работа активистов одной из общественных организаций, которая борется с безразличием общества к проблемам больных СПИДом, на этом фоне на экране разворачивается история любви двух молодых людей, которые знакомятся на этой общественной работе. Фильм частично основан на реальных событиях.

Присуждение Кампийо Гран-при публика в зале Дворца фестивалей приветствовала самыми продолжительными аплодисментами за этот вечер. «Фильм Кампийо говорит о героях, которые спасают множество жизней», – заявил на пресс-конференции после церемонии глава жюри Педро Альмодовар, едва сдерживая слезы.

Лучшим режиссером, по мнению жюри, стала София Коппола, снявшая римейк картины «Роковое искушение» про встречу солдата янки с девушками из пансиона конфедератов. Приз за лучший сценарий вручили греку Йоргосу Лантимосу за мистическую драму «Убийство Священного оленя» и шотландке Линн Рэмси за картину «Ты никогда здесь не был». Фильм Рэмси в субботу завершал основную программу 70-го Каннского фестиваля и сразу получил восторженные отзывы. Также за работу в этом фильме был отмечен актер Хоакин Феникс, для которого решение жюри было настолько неожиданным, что он даже не потрудился полностью соответствовать дресс-коду фестиваля и надел кеды на церемонию закрытия.

Лучшей актрисой, по мнению жюри, стала Диана Крюгер, которая исполнила роль молодой женщины, потерявшей всю свою семью в результате теракта, в фильме Фатиха Акина «Из ниоткуда».

Андрей Звягинцев получил приз жюри Каннского фестиваля за фильм «Нелюбовь». Его картина две недели назад открывала программу показов и сразу была встречена овацией, получив в дальнейшем самые положительные отклики зрителей и кинокритиков, которые называли работу Звягинцева одним из фаворитов фестиваля. Фильм рассказывает о супругах, тяжело переживающих развод. На фоне этих событий у них пропадает ребенок.

Для Андрея Звягинцева это третья награда Каннского фестиваля. В 2011 году он был удостоен главного приза в категории «Особый взгляд» за фильм «Елена», а в 2014-м получил премию за лучший сценарий за картину «Левиафан», участвовавшую в основном конкурсе смотра.

Как подчеркнул на пресс-конференции после объявления итогов фестиваля сам Звягинцев, для него эта награда является «признанием заслуг всей группы», работавшей над кинолентой. «Премия фестиваля уровня Канна – невероятный трамплин для картины. Важен уже сам факт попадания в программу, и это дает невероятные возможности для дальнейшего продвижения», – сказал он.

Актриса Николь Кидман была отмечена особым призом нынешнего фестиваля. Как объявила ведущая церемонии закрытия Моника Беллуччи, эта награда в исключительном порядке вручается в этом году по случаю 70-летия киносмотра.

Сама Кидман не смогла лично присутствовать на вечере закрытия фестиваля. За нее награду вышел получать другой американский актер Уилл Смит, который в этом году был членом жюри основного конкурса. «Спасибо, дамы и господа», – сказал Смит на французском, сымитировав женский голос и картинно изобразив слезы. Личное послание Кидман прозвучало с большого экрана: актриса в видеозаписи поблагодарила жюри за высокую честь.

Каннский кинофестиваль проходил в этом году с 17 по 28 мая. Всего в основную конкурсную программу было включено 19 фильмов. Среди них два фильма на русском языке: это отмеченная призом жюри «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, а также картина «Кроткая» украинского режиссера Сергея Лозницы. Его фильм является совместным проектом семи европейских стран, включая Украину и Россию, а действие картины происходит в современной российской провинции; работа Лозницы получила противоречивые отклики и наградами фестиваля отмечена не была.

Помимо этого еще одна российская картина была показана в программе «Особый взгляд» – втором по значимости конкурсе Каннского фестиваля. Для участия в нем был отобран фильм «Теснота» – дебютная полнометражная работа 26-летнего Кантемира Балагова, который является учеником Александра Сокурова.

Действие ленты Балагова разворачивается в 1998 году в Нальчике. В центре сюжета – история местной еврейской семьи, у которой в день сватовства неизвестные похитили сына, требуя выкуп. По словам Балагова, в основу фильма легла история, которую он слышал от отца, а затем от очевидцев. Картина была удостоена в Каннах премии Международной федерации кинопрессы FIPRESCI.

29 мая 2017 года

Возврат к списку