СМИ о Библиотеке

Радио "Сити фм": "Вадим Абдрашитов: «Райзман называл "Парад планет" "творческой катастрофой"

Вадим Абдрашитов: "Райзман называл "Парад планет" "творческой катастрофой"

О знаменитом режиссере Вадиме Абдрашитове киновед Ольга Суркова написала книгу «Время как судьба в фильмах Абдрашитова». На презентацию книги в Библиотеку киноискусств имени Эйзенштейна пришел герой исследования — Вадим Абдрашитов (режиссеров фильмов («Охота на лис», «Остановите поезд», Парад планет», «Плюмбум», «Пьеса для пассажира», Время танцора», «Магнитные бури»). А также его друзья Юрий Норштейн, Михаил Жванецкий. Перед началом дискуссии были показаны курсовые работы Абдрашитова «Остановите Потапова» и «Репортаж с асфальта»:

 -Я помню, как наслаждалась этой картиной студенческая аудитория, наблюдая за похождениями легко узнаваемого проходимца Потапова, каждое движение которого, исполненное показной серьезности, вызывало в зале хохот. Над кем смеялись студенты? И над собой, конечно, тем более, что картина имела потом ровно такой же бурный успех и за стенами ВГИКа, предопределив прямо путь режиссера со студенческой скамьи в штат киностудии «Мосфильм», куда, посмотрев эту работу, его пригласил в свое объединение Юлий Райзман, - в самом начале книги «Время как судьба в фильмах Абдрашитова» пишет автор.

Студент режиссерского факультета ВГИКа Вадим Абдрашитов снял короткометражку «Остановите Потапова» по рассказу Григория Горина. Именно с этого рассказа (опубликованного в 1972 году) началась карьера Григория Горина как сценариста. С экранизации «Остановите «Потапова» начался путь в кино Вадима Абдрашитова. Фильм уникален еще и документальными кадрами выступления Владимира Высоцкого в Театре на Таганке. Партнер и друг Владимира Высоцкого — Вениамин Смехов объяснил «Вечерней Москве» историческую ценность короткометражного фильма Абдрашитова «Остановите Потапова» со своей точки зрения:

 -Фильм Вадима по рассказу Гриши Горина «Остановите Потапова» для нас, артистов «Таганки», стал причиной для удивления и радости. Герой Валентина Смирнитского — Потапов приходит в Театр на Таганке смотреть спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким, и это показано в картине, тогда как Высоцкий в те годы был запрещенным поэтом. Тот факт, что руководство ВГИКа не испугалось картины своего студента с кадрами о запрещенном Высоцком, - вызывает чувство восхищения. Замечу, что с первой работы уже было видно, что Вадим Абдрашитов - сильный, яркий, глубокий режиссер, - специально для «Трибуны» объяснил Вениамин Смехов.

При этом сам Вадим Абдрашитов — человек очень скромный. На презентации книги Ольги Сурковой Вадим Юсупович рассказывал о своих учителях — Михаиле Ромме, Юлии Райзмане, которые были учителями с большой буквы.

 -Мне посчастливилось учиться у Михаила Ромма, работать с Юлием Райзманом, Львом Кулиджановым. На «Мосфильм» я попал в такие времена, которые сейчас кажутся сказочными. Несмотря на то, что в те годы на «Мосфильме» была наивысшая концентрация талантливых художников, мощных личностей, но буквально все с большим вниманием относились к молодежи. Сегодня это звучит невероятно, но вчерашних выпускников мэтры поддерживали всеми силами и способами. Даже при Союзе кинематографистов была создана Комиссия по работе с молодежью, которая активным образом трудоустраивала начинающихся кинематографистов. Благодаря этой Комиссии все выпускники ВГИКа были на виду. Даже те, которые не проявили себя на первоначальном этапе, устраивались работать вторыми режиссерами на киностудиях других городов — Свердловской, Одесской. Приезжали в Москву учиться, развиваться, реализовываться кинематографисты из Республик СССР, и находили радушный прием, и участие. Приведу яркий пример, когда классики поддерживали новичков, рискуя своей головой, и даже честью. Например, Юлию Яковлевичу Райзману категорически не нравилась моя картина «Парад планет». Более того, он очень стыдил меня за эту работу, называл ее «творческой катастрофой». «Как ты мог такое снять, где там сюжет, что это вообще за безобразие?», - ругал меня Юлий Яковлевич. Каково же было мое удивление, когда Райзман отчаянно защищал фильм «Парад планет» перед генеральным директором «Мосфильма» Николаем Сизовым?! Правда, вернувшись из кабинета Сизова к нам, Юлий Яковлевич повторил: «В кого вы меня превращаете?!» Такой вот поразительный человек был Юлий Райзман, под началом которого я проработал более 20 лет.

 http://www.city-fm.ru/news/show/100451777.html


Возврат к списку