СМИ о Библиотеке

Газета "Гудок": "Литература на веревке"

В Москве, в библиотеке киноискусств имени С.М. Эйзенштейна, прошёл вечер, посвящённый сценаристу и писателю Фридриху Горенштейну.
Март для Фридриха Горенштейна является мистическим: в этом месяце он родился в 1932 году и умер в 2002-м, в марте был расстрелян его отец. Так сложилось, что имя Горенштейна не слишком известно широким массам. Хотя за его плечами сценарии к таким популярным фильмам, как «Солярис» Андрея Тарковского, «Раба любви» Никиты Михалкова, «Седьмая пуля» Али Хамраева.
Горенштейн-писатель до отъезда за границу (в 1980 году) в СССР смог опубликовать лишь один рассказ – «Дом с башенкой», да и то его взяли в журнал «Юность» благодаря вмешательству драматурга Виктора Розова. После участия в альманахе «Метрополь» писатель решается на эмиграцию. В Берлине его семью встречала звёздная чета – Галина Вишневская и Мстислав Ростропович.
Надежды, связанные с эмиграцией, быстро прошли: местные издательства также не торопились печатать Горенштейна, и он начинает сотрудничать с эмигрантскими изданиями «Синтаксис», «Грани», «Зеркало загадок»…
Он скончался, не дожив две недели до семидесяти лет. В журнале «Знамя» был опубликован некролог: «Второго марта 2002 года в Берлине умер Фридрих Горенштейн, один из самых талантливых прозаиков России. Работу писателя Горенштейн сравнивал с тяжёлой физической работой каменщика и до последней минуты беспокоился, достаточно ли он этой тяжёлой работы проделал…»
Наиболее значительные произведения мастера, писавшего во всех жанрах: романы «Место», «Псалом», «Искупление», «Попутчики», «Скрябин», пьесы «Разговоры о Достоевском», «Детоубийца», «Хроника времён Ивана Грозного». И это далеко не полный перечень.
Незадолго до смерти Горенштейн завершил работу над восьмисотстраничным романом «Верёвочная книга» – по его словам, это попытка понять историю через художественную литературу, созданную предшественниками. Писатель любил повторять, что в старину достойные книги продавались на рынках, где они почётно подвешивались на верёвках рядом с окороками, сельдью и прочими «уважительными» продуктами. Именно такой чести – висеть на верёвке – удостоился «Дон Кихот» Сервантеса.
По словам кинорежиссёра Александра Прошкина, лично знавшего Горенштейна, на Западе были люди, которые ценили его творчество, уважали его талант, но после развода с женой все 20 лет писатель фактически провёл в одиночестве. Он был человек очень гордый, не способный к компромиссам. Может, причина в тяжелейшем детстве писателя, когда он, оставшись без родителей, недополучил нежности. Александр Прошкин сейчас снимает фильм «Искупление» по одноимённой повести Фридриха Горенштейна.
А на вечере в библиотеке Эйзенштейна был показан фильм «У реки», также снятый по произведению Горенштейна – рассказу «Старушка». Картина снята в 2007 году украинским режиссёром Евой Нейман и получила несколько наград на российских и зарубежных кинофестивалях.

http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=391415&SECTION_ID=&year=2011&month=03


Возврат к списку