СМИ о Библиотеке

Газета "Москва-Центр": Старт с Карденом

Пока читаем

Библиотека Эйзенштейна не имеет аналогов в нашей стране. Здесь собраны сорок тысяч уникальнейших экспонатов – монтажные листы, видеокассеты, справочно-библиографические материалы о жизни и деятельности мастеров отечественного киноискусства. При библиотеке создан культурный центр «Дом А.А. Тарковского», который возглавляет сестра знаменитого режиссера Марина Тарковская.

О дальнейшем развитии этого уникального хранилища шел разговор за круглым столом в библиотеке под патронажем префекта ЦАО Сергея Байдакова.

Открывая встречу, руководитель окружного Управления культуры Ромуальд Крылов-Иодко напомнил: в границах исторического центра Москвы сосредоточено более ста библиотек, в том числе в непосредственном ведении Управления культуры ЦАО – 53. Объем библиотечных фондов – более 3,5 миллиона экземпляров. Это примерно на миллион меньше, чем было при советской власти. Но тому есть объективные причины, подчеркнул Ромуальд Ромуальдович: значительная часть литературы тогда носила сугубо политический характер. Ежегодная посещаемость библиотек, приближается к 2,5 миллиона человек. И все же…

Имена на нашей карте
Проблема возврата интереса к книге у молодого поколения весьма актуальна. Как ее решить? По мнению участников круглого стола, библиотеки должны ориентироваться не на абстрактных пользователей с унифицированными запросами, а на целевые аудитории.

Под понятием «специализированная библиотека» подразумевается комплексный подход, включающий в себя не только формирование тематических фондов и информационных ресурсов, но и создание соответствующих интерьеров, дизайнерское оформление помещений. Так что участие «продвинутого» Кардена в этом деле как нельзя кстати.

Первым опытом стала Общедоступная библиотека-фонд «Русское зарубежье», созданная в 1995 году Правительством Москвы совместно с Русским общественным фондом Александра Солженицына и русским издательством в Париже YMKA-Press. Сегодня это учреждение развивается и функционирует как музей-библиотека «Дом русского зарубежья имени А. Солженицына», и значение его деятельности давно перешагнула границы не только Центрального округа и города, но и Российской Федерации.

В конце 1990-х родился проект Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова. Сегодня это единственная общедоступная библиотека в Москве, специализация которой – искусство. В начале нового века на карте ЦАО появились библиотеки, носящие имена Бунина, Волошина, Дельвига, Трифонова, Фурцевой, Андерсена, Сент-Экзюпери, братьев Гримм…
Участники круглого стола с удовлетворением отметили рождение библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», библиотек – украинской литературы, нотно-музыкальной имени П.И. Юргенсона, открытого информационно-правового центра – Библиотека префекта ЦАО. Ну и, конечно, той самой библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна, где собрался круглый стол, и ее филиала – детско-юношеской библиотеки «Фильм».

Все это плоды совместных усилий префектуры ЦАО, Департамента культуры города Москвы, различных фондов и общественных организаций.

Продолжение следует

В планах – создание сети библиотек по таким актуальным темам, как экология, история телевидения и радиовещания, Библиотеки имени Виталия Вульфа по теме драматического и музыкального театра и кинокритики.

Успех дела, подчеркнул префект ЦАО Сергей Байдаков, во многом зависит от тех, кто в библиотеках работает, их квалификации, условий труда. Библиотеки выполняют важнейшую функцию культурно-просветительских центров. Они объединяют людей родственных профессий, причем не только благодаря своим книжным фондам. Здесь постоянно проводятся творческие вечера, встречи читателей с известными людьми, семинары, круглые столы.

ЦДРИ помогут

Конечно, есть и немало проблем. Та же Библиотека имени Эйзенштейна заждалась выхода в свет распоряжения Правительства Москвы о передаче ей помещений по Абельмановской улице, дом 11, не говоря уже о поиске дополнительных средств на оснащение филиала «Фильм» после завершения ремонта.

Вне зоны внимания руководства столичной культурой оказались многолетние страдания Центрального дома работников искусств. Библиотека ЦДРИ в буквальном смысле слова загибается под обломками рухнувшей крыши. А ведь в ее фондах почти 150 тысяч томов уникальной литературы по искусству.

– Надо поглубже вникнуть в проблемы этой библиотеки, – заметил Ромуальд Крылов-Иодко. – Я готов встретиться с правлением ЦДРИ. Вместе подумаем, что можно сделать. А вообще, насколько мне известно, представители Дома уже встречались с заместителем мэра Людмилой Ивановной Швецовой и в Правительстве Москвы готовится решение о ремонте всего здания. На мой взгляд, ЦДРИ должен войти в структуру городских учреждений культуры. Тогда и вопросы будут решаться оперативно и конкретно.

Литература – это сила

Настоящим подарком для участников круглого стола стало участие в нем народного артиста России Вениамина Смехова. Он привел пример из собственного опыта, ярко иллюстрирующий влияние высокой литературы на умы людей. Дело было в те годы, когда наша бумажная промышленность под ударами экономического кризиса трещала по швам. В те дни Смехов вместе с писателем Юрием Черниченко отправился на Соликамский комбинат – «выбивать» бумагу для демократических «Московских новостей». «Может быть, – вспоминает артист, – нам тогда просто повезло, но директором комбината оказалась представительница слабого пола, который всегда эмоционально реагирует на поэзию».

Руководящую даму тронули не столько аргументы в пользу необходимости выпуска популярной газеты, сколько пушкинские строки, которые Смехов мастерски прочитал. В итоге посланники Первопрестольной перевыполнили план по доставке бумаги в столицу в два раза. «Такова сила настоящей литературы!» – подытожил под общие аплодисменты присутствующих популярный актер.
 

Александр ЖУРИН (фото автора)

http://moscentr.ru/articles/detail/3_30_marta_-_05_aprelya/start_s_kardenom/


Возврат к списку