СМИ о Библиотеке

"Экран и сцена": Екатерина Хохлова: "Любовь к кино осталась на всю жизнь"

– Екатерина Сергеевна, у вас очень интересная семья, в ней было много известных людей, в значительной мере повлиявших на развитие культуры и науки – Павел Третьяков, Сергей Боткин, Лев Кулешов, Александра Хохлова. Вы отдали предпочтение кино. Чем был обусловлен выбор киноведческого факультета ВГИКа?
– Когда мне было 12 лет, моя подруга Мариша Никольская сказала, что она, как и ее отец, станет кинооператором. Мне эта идея очень понравилась, я тоже решила стать кинооператором, начала заниматься фотографией, смотреть много фильмов. У Мариши увлечение прошло, у меня же любовь к кино осталась на всю жизнь. Перед поступлением во ВГИК я пришла к дедушке с бабушкой (Льву Кулешову и Александре Хохловой А.Ж.), чтобы показать им свои работы, которые требовались для прохождения так называемого творческого конкурса. И тогда Кулешов стал убеждать меня, что оператор – не слишком подходящая профессия для женщины, поскольку связана с тасканием тяжестей – камеры, штативов, с долгими экспедициями, и мне лучше поступать на киноведческий. Был момент, когда я думала даже о режиссуре, но веское слово такого опытного кинематографиста, как Кулешов, оказалось сильнее. Я начала готовиться к поступлению на киноведческий факультет, что в большой степени совпало с моими интересами – кино, история и литература. Таким образом, обрела возможность заниматься этими тремя направлениями, а именно – писать об истории кино.
– А ваши дети, внуки?
– Мой сын не связан с кинематографом, по образованию он географ, в настоящее время занимается бизнесом. Говорить о том, станут ли кинематографистами мои внуки, пока рано: двое из них школьники, а младший еще дошкольник.
– Библиотека киноискусства имени С.М.Эйзенштейна находится в таком прекрасном месте старой Москвы, рядом с садом Эрмитаж. Место, которое любят коренные москвичи, например, и моя бабушка, и мама сюда довольно часто приходили. Там же театры Эрмитаж и Новая Опера. Таких мест остается все меньше и меньше. Что для вас значит уходящая московская натура?
– Я к этому месту отношусь с большой нежностью, поскольку всю жизнь живу и работаю в этом районе. В детстве жила неподалеку отсюда, в Колобовском переулке, сейчас живу в доме, где находится Библиотека киноискусства. Когда моя мама была маленькой, она гуляла в саду Эрмитаж, а папа с моей бабушкой, Александрой Сергеевной Хохловой, часто бывал в доме Станиславского напротив сада Эрмитаж. Многие годы я работала в НИИкиноискусства, тоже недалеко отсюда, в Дегтярном переулке. Собственно, старую Москву, вернее, то, что от нее уцелело, скажем так, можно увидеть именно здесь, в этих переулках вокруг Эрмитажа. Я очень люблю старую Москву.
– Библиотека часто становится фестивальной площадкой. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне жизни Библиотеки.
– При создании Библиотеки киноискусства изначальный посыл был сохранить библиотеку Союза кинематографистов. При закрытии Киноцентра не нашлось места, где ее можно было бы разместить. Узнав об этом, Вячеслав Шмыров, человек чрезвычайно энергичный, он, кстати, тоже закончил киноведческий факультет ВГИКа, активно взялся за спасение Библиотеки. В итоге приняли решение о передаче фонда на временное хранение в филиал Библиотеки искусств имени А.П.Боголюбова в Каретном ряду. Предложение выдвинул начальник Управления культуры Центрального административного округа Москвы Ромуальд Крылов-Иодко по инициативе Виталия Яковлевича Вульфа и Вячеслава Шмырова. Уже потом возникла идея создания Библиотеки киноискусства, которая будет выполнять не только функцию архива, сохраняя библиотеку Союза кинематографистов, но станет самостоятельной единицей, новым культурным центром, где наряду с читательским залом будет кинозал. Безусловно, за время существования Библиотеки мы многого добились, здесь регулярно проходят кинопоказы, в том числе и различных фестивалей. Она стала одной из площадок фестиваля отечественного кино “Московская премьера”.
– Программа киномероприятий Библиотеки строится на различных циклах. Допустим, названия циклов “Запрещенная история советского кино” или “Шедевры итальянского кино”, которые вы курируете, говорят сами за себя. Из чего вы исходите, решая целесообразность той или иной программы?
– Идеи программ, циклов рождаются на общем совете, где собираются наши сотрудники. Главный генератор и координатор идей – научный руководитель Библиотеки Вячеслав Шмыров.
– А вы не хотели бы провести здесь ретроспективу фильмов Льва Кулешова?
– Если это будет необходимо, мы проведем такую ретроспективу. Но это не является самоцелью. Любая ретроспектива или цикл должны иметь под собой основание, может быть, это будет связано с какой-то датой.
– Ретроспектива фильмов Кулешова была в Италии. Мне кажется, что многие просто не видели его картин.
– Да, действительно, большие ретроспективы Кулешова прошли и в Италии, и во Франции, и в Швейцарии. Но что касается показа фильмов в нашей Библиотеке, пока я не думала об этом.
– Насколько Библиотека открыта для показов современного кино? Какие современные фильмы вам импонируют?
– Библиотека полностью открыта для показов современного кино. Мы за любые течения в киноискусстве. У нас есть клуб “Неформат”, который проходит раз в две недели, где можно посмотреть кино молодых, нестандартно мыслящих режиссеров. На протяжении нескольких месяцев мы показывали программу “Смотрите, кто пришел!”, в которую входили фильмы режиссеров 2000-х годов – Хлебникова, Шагаловой, Попогребского, Павла Бардина и других. Например, 12 апреля в День космонавтики у нас будет показ фильма Алексея Учителя “Космос как предчувствие”. Что касается моих предпочтений, я, честно говоря, не большой специалист в современном кино. Мне не хватает времени, чтобы отсматривать все новые фильмы. Из последнего, что произвело на меня впечатление, – это “Возвращение” Андрея Звягинцева.
– Какие трудности возникают при организации кинопоказов? Есть ли проблемы, связанные с авторскими правами?
– Я не могу сказать, что у нас есть проблемы с авторскими правами. Во-первых, это происходит опять же благодаря стараниям Вячеслава Юрьевича, который договаривается с авторами картин, и надо сказать, что они всегда идут нам навстречу и дают разрешение на показ фильмов в Библиотеке. Во-вторых, у нас есть сотрудник, Лилия Володина, специально занимающийся урегулированием этих вопросов.
– Библиотека киноискусства – не просто библиотека, это медиацентр, здесь показывают фильмы, проходят различные мероприятия, выставки, презентации книг. В одном из интервью вы сказали, что цель Библиотеки – связать кино и книгу. Как вы считаете – цель уже достигнута или есть еще куда расти?
– Безусловно, есть, но это связано с целым рядом проблем, не только авторских, но, прежде всего, технических. Мы хотим, чтобы у тех, кто приходит в читальный зал, была возможность взять для индивидуального просмотра любой необходимый им фильм. Допустим, если кто-то изучает труды Эйзенштейна по теории кино, то мог бы сразу посмотреть, как теория была реализована режиссером на практике. Но для этого надо иметь, помимо самих фильмов, еще и специальное оборудование, и разрешение на показ.
– Какие перспективы развития вы видите?
– Во-первых, хотелось бы создать при Библиотеке специализированный магазин, где будут собраны фильмы и книги только о кино. Ведь в Москве таких магазинов практически нет. Во-вторых, было бы интересно, конечно, организовывать вечера с выступлениями актеров и музыкантов. В-третьих, в перспективе нам хотелось бы создать при Библиотеке киношколу. Словом, желание расширяться есть, но не всегда хватает возможностей.

Беседовала Александра Жукова.

"Экран и сцена", №7, 2011

http://screenstage.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=380:-l-r&catid=35:2010-01-30-08-58-01


Возврат к списку