Архив мероприятий

Цикл лекций и показов «Запрещенная история советского кино»

Образовательный сериал, показанный в библиотеке в течение последнего года, состоит из 13 серий и охватывает почти столетнюю историю российского кино с 1908 по 1991 годы. Рассказывая о фильмах, многие из которых в свое время легли на полку, «Антология» сама оказалась запрещена. Она так и не была представлена широкому зрителю из-за проблем с правами. 

Автор сериала Марианна Киреева, режиссер и телеведущий Александр Гордон и ведущий цикла Евгений Марголит.

На показе во вторник 14 февраля фильм представляли его создатели: автор сценария и научный консультант сериала, кандидат искусствоведения Евгений Марголит, соавтор сценария и режиссер сериала Марианна Киреева, а также режиссер, телеведущий Александр Гордон, читавший в сериале закадровый текст.

После просмотра фильма в зале развернулась оживленная дискуссия о выбранной авторами проекта периодизации, которая отличается от традиционной. Так, последняя серия под заголовком «Послесловие. Отбытие поезда»  посвящена периоду с 1983 по 1991 годы и рассказывает, как кино отразило всеобщее разочарование в жизни реальной и духовной –  «Нет правды на земле, но нет ее и выше». В конце серии поезд великого кино навсегда покидает землю, как в фильме «Небеса обетованные».

Зрители во время дискуссии

Создатели фильма позволили себе свой собственный взгляд на смену эпох в истории российского кино. «В кино главное – интонация. Когда меняется интонация, меняется эпоха, – заметил Александр Гордон. Проект принципиально был назван «антологией», а не «энциклопедией» или «учебником», что заранее предупреждает зрителя о субъективном взгляде на предмет и его авторскую оценку. 

Марианна Киреева

В процессе работы Е. Марголит и М. Киреева сделали своего рода киноведческое открытие: с их точки зрения, процесс развития отечественного кино подвержен цикличности и каждый цикл составляет примерно 11,5 лет. Такая периодизация, не совпадающая с основными вехами российской истории, кажется странной. Однако, как убедился Евгений Марголит, «процесс развития кино похож на бурный поток, которому невозможно ни помешать, ни повернуть вспять, и солнечные циклы влияют на него больше, нежели какая-либо внешняя социальная активность». «Перемены в отечественном кино происходят не по приказу партии, ни когда «постановили» или «запретили» – они должны вызреть», – подтвердила Марианна Киреева. А Александр Гордон считает, что, как бы там ни было, вся история нашего кино – это всегда история самостояния и противостояния.

Александр Гордон

Можно ли применить эту теорию цикличности сейчас? Евгений Марголит считает, что сложно: сейчас изменилась технология кино – оно имеет дело не с физической реальностью, а с виртуальной. Александр Гордон заметил также изменение контекстной среды: если раньше о кино знали в основном профессионалы, то сейчас зритель иногда больше осведомлен, чем некоторые режиссеры, которые слишком заняты и, в отличие от зрителя, не могут себе позволить 4-5 раз в неделю ходить в кино. 

Евгений Марголит

Зрители библиотеки много аплодировали и много благодарили авторов сериала за эту грандиозную и очень нужную работу. Проект действительно получился значительным. Он помогает не только с новой точки зрения взглянуть на историю российского кино, но, пожалуй, почувствовать метания русской души на фоне происходящих в течение прошлого века фактических событий. Ведь, как сказала Марианна Киреева, главная задача сериала  - рассказать не столько историю российского кино и историю страны, сколько историю похода человека за счастьем. И заставить зрителя проникнуться к нему сочувствием.

Текст – Наталия Егорова

Фото – Александр Бжеленко

Анонс мероприятия 

14 февраля, во вторник, в 19.00 состоится показ образовательного сериала по истории российского кино в рамках цикла "Запрещенная история советского кино". 

Фильмы, которые мы не видели. Фильмы, которые мы видели, но не поняли. Фильмы, без которых мы не познаем свой исторический путь и самих себя.

Первый показ образовательного сериала по истории российского кино с момента его возникновения и до начала 90-х годов ХХ века.

Фильм тринадцатый, Послесловие. «Отбытие поезда» (1983-1991), 44 мин.
Фильмы эпохи "перестройки" - как эпитафия миру, который десятилетиями выстраивало советское кино.


Кадр из фильма "Асса" (1987).

Представляют киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит, автор фильмов Марианна Киреева, ожидается Александр Гордон. 

Вход свободный.

 

14 Февраля 2012 года

Возврат к списку

Подписаться на рассылку