Архив мероприятий

Показ фильма "Аталанта"

Статья Жака Лурселля

Аталанта (L' Atalante) - Жан Виго, 1934 
1934 – Франция (78 мин) • Продюсер Жак Луи-Нунез • Режиссёр ЖАН ВИГО • Авторы сценария Жан Виго, Альбер Риера, Жан Гинэ • Оператор Борис Кауфман • Композитор Морис Жобер • В ролях Мишель Симон (дядюшка Жюль), Жан Дастэ (Жан), Дита Парло (Жюльетта), Жиль Маргаритис (коммивояжёр), Луи Лефевр (юнга), Фанни Клар (мать Жюльетты), Рафаэль Дилижан (бродяга). 

Несмотря на запрет фильма Ноль за поведение*, продюсер Жак Луи-Нунез, по-прежнему верящий в гений Виго, даёт ему новую работу. Как пишет Луи Шаванс: «Он любил Виго как собственного сына, ради него он рисковал всем» (см. «Кайе дю синема», № 53). Он предлагает режиссёру заведомо безвредную историю, которая не встретит такого противостояния со стороны цензуры. Он рассчитывает на то, что Виго использует весь свой пыл и талант в стиле и манере рассказа этой истории. Сименон (см. письмо, включённое в книгу «Творчество в кино» - Библиография) подсказал Виго интересные каналы, шлюзы и пейзажи для будущих съёмок. Сами съёмки, длившиеся приблизительно месяц, проходили сложно (погодные условия, болезнь Виго), но без перерывов. Поскольку здоровье Виго ухудшалось, окончательным монтажом в одиночку занимался Луи Шаванс. После первого корпоративного показа, директора кинотеатров потребовали сокращений, которые были сделаны. Существуют разные мнения по поводу отношения (согласия или несогласия) Виго к этим купюрам и к добавлению в партитуру Жобера песни «Плывёт шаланда» (по которой и был назван фильм в цензурированной версии).

Фильм вышел в удачном месте (кинотеатр «Колизей») и в удачное время (сентябрь 1934), но не пользовался успехом. Пресса отметила его оригинальность. Через месяц Виго скончался. В октябре 1940-го фильм снова вышел в прокат под своим прежним названием и в версии, более близкой к оригиналу. На этот раз – великолепный приём у критики и посредственные сборы.

Аталанта существует в полном отрыве от подавляющей части французского кинематографа 30-х годов – кинематографа жёсткого и прозаичного реализма, отчасти циничного, допускающего присутствие поэзии лишь в гомеопатических дозах. Напротив, Аталанта, фильм хрупкий и временами бессвязный – это поэзия в чистом виде, с некоторыми вкраплениями сюрреализма (подводная сцена). По форме фильм значительно превосходит Ноль за поведение*, но в основном – на теоретическом уровне, как проводник «поэтического искусства», нежели чем конкретное творение из плоти и крови. Его отличительные черты: крайняя дедраматизация, отказ от психологизма, особое внимание к избранным моментам, к мельчайшим или диковинным деталям, к персонажам, появляющимся из ниоткуда и исчезающим в никуда, без какого-либо смысла или логики (коммивояжёр Маргаритис). Сюжет Аталанты развивается по слабому и размытому вектору: скука, первый кризис и кажущийся разлад в отношениях супружеской пары после экстаза первых дней совместной жизни.

Поэтика творчества Виго породила не очень много последователей (как, например, Жак Розье), но произвела сильное впечатление на критиков и киноманов, как это всегда случается с произведениями, идущими поперёк устоев. Единственное, что связывает Виго и современный ему кинематограф – это Мишель Симон. Его второстепенный персонаж становится главным героем, исключительно благодаря его выразительной игре (которой вовсю пользуется Виго), и придаёт вес всей картине. Он также невольно подчёркивает незавершённость в этом фильме всего, что не является им самим.

БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в книге «Жан Виго: Творчество в кино» (“Œuvres de cinéma”, Cinématheque Française – Lherminier, 1985). Этот богатый труд содержит много важных документов, хронику создания фильма (пересказанную выше) и различные версии сценария. Отметим, что сцены, в которых героиня Диты Парло ищет работу, отсутствуют в копии, переданной в 1983 году киноклубу телеканала «Антенн 2», хотя в прочих отношениях (яркость, звук, чёткость пейзажей) эта копия значительно превосходит те, что находятся в других киноклубах и в «Синематеке» и обладают всеми недостатками контратипов.


18 Ноября 2010 года

Возврат к списку

Подписаться на рассылку