Родился Тенгиз Абуладзе

Родился Тенгиз Абуладзе

31 января 1924 года родился грузинский кинорежиссер Тенгиз Евгеньевич Абуладзе. 

Учился в Тбилисском государственном театральном институте им. Руставели (1943–1946), а в 1953 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л. Кулешова и А. Хохловой).
 
По окончании обучения начал работать режиссером на киностудии «Грузия-фильм».
Творческую биографию начал с постановки короткометражных документальных лент («Дмитрий Аракишвили»«Государственный ансамбль танца Грузии») в содружестве с Резо Чхеидзе.

В 1955 совместно с Чхеидзе поставил короткометражный игровой фильм «Лурджа Магданы» – реалистичную и одновременно лиричную зарисовку из жизни грузинской деревни, открывшую в его творчестве галерею ярких характеров соотечественников.

В 1958 году самостоятельно поставил картину «Чужие дети», сюжет которой прослеживал конфликтную ситуацию в молодой грузинской семье. В неореалистических традициях была снята и «грустная комедия» -  «Я, бабушка, Илико и Илларион».

Симпатичные характеры ее героев, жителей маленького грузинского селения военной поры, и самобытный грузинский юмор пришлись по душе широкому зрителю, картина с большим успехом прошла в прокате и принесла Абуладзе всесоюзную известность.

В дальнейшем талант комедиографа, проявившийся практически во всех фильмах Абуладзе, был наиболее полно реализован в комедии «Ожерелье для моей любимой» (1971), однако лирико-поэтическая природа ее комизма оставила равнодушной массовую аудиторию.

Несколько ранее, в 1967 году, фильмом-притчей «Мольба» Абуладзе открыл эпическую трилогию, где на исконном национальном материале был начат разговор об общечеловеческих ценностях.

Центром сюжетной композиции «Мольбы» стала обобщенная фигура Поэта, за образом которого скрывался классик грузинской литературы Важа Пшавела (по мотивам его поэм и был снят фильм).
В 1977 трилогию продолжила поэтическая драма «Древо желания» – возвышенная история двух молодых влюбленных из грузинской деревни начала XX века.

Заключительным фильмом трилогии стала философская притча «Покаяние», где в зловещем образе Варлама Аравидзе пластически и сюжетно была блестяще заклеймлена фигура Лаврентия Берии и весь механизм политических репрессий его эпохи.

Отличительной особенностью стиля Тенгиза Абуладзе стали выразительные, поэтичные и вместе с тем близкие к документалистике пластические решения, склонность к философским метафорам, притчевым сюжетам, расширение горизонта национальной проблематики до общечеловеческих масштабов.

Режиссера не стало 6 марта 1994 года.


Родился Тенгиз Абуладзе

Возврат к списку