Новости

Юбилей фильма «Республика ШКИД»

                                                           Полвека на экранах!

29 декабря 1966 года в московском к/т «Художественный» состоялся премьерный показ художественного фильма «РЕСПУБЛИКА ШКИД». А сегодня картина, давно ставшая классикой отечественного кинематографа, отмечает свой 50-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ!

Фильм, снятый по мотивам одноименной книги Г.Белых и Л.Пантелеева, был запущен в производство на к/ст «Ленфильм» и в 1967 году стал одним из лидеров проката. За первые 10 дней картину посмотрело 17 млн. зрителей, за год проката - более 100 млн.

Режиссер ГЕННАДИЙ ПОЛОКА

Сценарий Леонид Пантелеев

Операторы Дмитрий Долинин, Александр Чечулин

Композитор Сергей Слонимский

Художники Николай Суворов, Евгений Гуков

Актеры: Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Павел Луспекаев, Александр Мельников, Анатолий Столбов, Георгий Колосов, Вера Титова, Виолетта Жухимович, Александр Кавалеров, Лев Вайнштейн, Виктор Перевалов, Анатолий Подшивалов, Юрий Рычков, Александр Товстоногов, Вячеслав Голубков, Артур Исаев, Владимир Колесников, Алексей Догадаев, Вячеслав Романов и др.



Известно, что поначалу Геннадий Полока был приглашен руководством студии как литературный доработчик сценария Л.Пантелеева, который не принимался Худсоветом и от которого к тому моменту отказались 11 режиссеров. Вместе с Евгением Митько за две недели сценарий «Хроники «Республики ШКИД» (первоначальное название) был переписан и сдан. А позднее корифеи «Ленфильма» А.Иванов и Г.Козинцев предложили утвердить Г.Полоку на эту картину в качестве режиссера-постановщика.

Изначально планировалось, что фильм будет 2-серийный, однако в процессе сдачи, после правок и замечаний, он был сокращен до полутора часов. Все, что не устроило цензуру, было изъято, а негатив смыт. Но даже после этого встал вопрос о полном и окончательном запрещении фильма. Тогдашний Министр внутренних дел СССР провозгласил фильм «энциклопедией для школьных хулиганов», а заместителя министра Баскакова возмутили эпизоды, в которых присутствуют открытые демократические выборы. Помог случай. «Республику ШКИД» показали на открытии Дома творчества кинематографистов в Репино. После этого многие известные режиссёры страны выступили за то, чтобы картина вышла в прокат. Через год, уже во время триумфального шествия «Республики ШКИД» по экранам страны, Баскаков сказал Полоке: «Жалко, что меня не было, когда ты сдавал картину: я бы ее не принял».



                                                                  ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Приз «За лучший фильм для детей и юношества» на Всесоюзном киносмотре, посвященном 50-летию Октябрьской революции

Приз «За лучший фильм для детей и юношества» на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде

Призы Всесоюзной организации киноклубов «За лучшую экранизацию»,

«За лучшую режиссуру», «За лучшее исполнение главной роли»

Призы на национальных фестивалях проката Франции, Германии, Югославии, Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, Китая



                                                            К ЮБИЛЕЮ «РЕСПУБЛИКИ ШКИД»


Классик марксизма сказал: «Закономерность пробивает себе дорогу в море случайностей». Высказывание прямо касается фильма «Республика ШКИД».

Случайность, что сценарий Л. Пантелеева по его (в соавторстве с Г. Белых) повести «Ленфильм» поручил переписать мало кому известным тогда, но завзятым эксцентрикам Геннадию Полоке и Евгению Митько. И постановщиком определили того же Полоку.

Закономерность, что молодой режиссер к тому времени уже был отравлен идеей «антикино», где все должен был решать «монтаж аттракционов», где эксцентриада мыслилась инструментом постижения и преображения истории. И главное: сам отечественный кинематограф жил предчувствием практического воплощения этой идеи!

Так эксцентриада Полоки на темы революционной педагогики 1920-х прозвучала новым словом в истории нашего кино. После этого «Гори, гори, моя звезда» (1969) Митты, «Бумбараш» (1971) Рашеева и подобные им ленты выглядели уже продолжением и умножением открытия.

Овладев стихией игры беспризорников в народовластие, Полока, преданный кинематографу Кулешова и Эйзенштейна, образно сформулировал, как он сам говорил, свое представление об общественной гармонии. В этом ему помогали веселая команда молодых актеров, в большинстве непрофессионалов, и природные эксцентрики-профессионалы, вроде Сергея Юрского и Павла Луспекаева.

Хулиганская буза Школы им. Достоевского заканчивается там и тогда, где и когда из нее случайно, но закономерно прорастает формула творимого подпольной компанией шкетов социума. Формулу озвучивает недавний беспризорник и умница Японец.

«Ассоциация людей, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»!

Викниксору Юрского, натуральному Дон Кихоту, интеллигенту-идеалисту с лицейскими замашками, внятен этот призыв! Именно такой президент нужен ребячьей республике - с перспективой новой Телемской обители в условиях подрастающего социализма.

Может быть, потому в официальных кругах и восприняли фильм настороженно, квалифицировав его вначале как «энциклопедию для школьных хулиганов». А затем запоздало обнаружив в нем пропаганду «американских выборов».

Но фильм выжил. Как воистину народный, а потому – великий. Он продолжает жить, утверждая привлекательную идеальность шкидовской утопии. Утопии, чудесным образом рожденной из хулиганского лозунга «In Busa veritas!» и творческих поисков романтического мастера ГЕННАДИЯ ИВАНОВИЧА ПОЛОКИ.


                                                                                                                                             Виктор Филимонов

29 декабря 2016 года

Возврат к списку