Библиография

Монографии

Эйзенштейн С.М. «Броненосец Потемкин». – М.: Кинопечать, 1926. – 16 с., ил.

Эйзенштейн С.М., Шкловский В. Хохлова. – М.: Кинопечать, 1926. – 16 с.: ил.

Эйзенштейн С.М. Иван Грозный: Киносценарий. – М.: Госкиноиздат, 1944. – 190 с.: 6 л. ил.

Эйзенштейн С.М. Избранные статьи / Ред.-сост., авт. вступит. Статьи и примеч. Р.Н. Юренев. – М.: Искусство, 1955. – 504 с.: ил. – Содерж.: Публицистика; Из истории советского кино; Рецензии, Творческие портреты; О зарубежном кино; Вопросы режиссуры; О себе и своих фильмах. – Прилож.: Примеч.: с.467 – 484. – Библиогр. указ. опубликованных статей С.М. Эйзенштейна, не включенных в настоящий сб.: с.485 – 499. – Фильмогр.: с.500 – 502

Эйзенштейн С.М. Рисунки: [Альбом] / Вступит. статья Ю. Пименова. – М.: Искусство, 1961. – 225 с.: ил.- Текст парал. на рус., франц., англ. языках

Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6-ти томах / Институт истории искусств, Союз работников кинематографии СССР, Центральный государственный архив литературы и искусства СССР; Гл. ред. С.И. Юткевич. – М.: Искусство, 1964 – 1971

Т.1: О себе: О своих фильмах: Автобиографические записки.- 1964. – 695 с.: ил. – Прилож.: Фильмогр.: с. 569 – 571. - Летопись жизни и творчества С.М. Эйзенштейна: с. 572 – 590. - Библиография С.М. Эйзенштейна опубликованных на русском языке: с. 591 – 606. – Коммент. / Сост. Запасник Т.Е. и др.: с.609 – 678. – Указа. имен:. 679 – 691
Т.2: Теоретические исследования и статьи. – 1964. - 568 с.: ил. – Прилож.: с. 315 – 464. – Коммент.: с. 485 -557. – Указ. имен: с.558 – 564.
Т.3: Эстетика Эйзенштейна / С. Фрейлих: Теоретические исследования. – 1964. – 672с.: ил. – Прилож.: с.591 – 610. – Коммент.: с.611 – 660. – Указ. имен: с. 661 -669
Т.4: Вступительное слово об Учителе / М. Ромм: Режиссура. Искусство. Мизансцены. – 1966. – 792 с.: ил. – Прилож.: с.675 – 740. – Коммент.: с. 741 – 749. – Указ. имен: с.780 – 789.
Т.5: Историк, критик, публицист /Р. Юренев: Критические и искусствоведческие статьи. 1926 – 1947: История и теория кино: Критика и публицистика: Статьи о театре: Портреты и наброски. – 1967. – 600 с.: ил. – Прилож.: с.525 – 530. – Коммент.: с. 531 – 587. – Указ. имен: с.588 – 597.
Т.6: Путь Эйзенштейна – драматурга / И. Вайсфельд: Киносценарии. – 1971. – 560 с.: ил. – Прилож.: с.421 – 514. – Коммент.: с.515 – 554. – Алфавитный указ.: с.555 – 557.

Эйзенштейн С.М. Рисунки: [Вып. 1 - 4] / Союз кинематогр. СССР; Сост. И.Эпштейн; Гл. ред. С.И. Юткевич. – М.: Бюро пропаганды совет. Киноискусства, 1967 -1971. – Текст парал. на рус., франц., англ. языках
Вып.1: Рисунки к фильму «Иван Грозный». – 1967. – 9 с.: 30 л. рис. в папке
Вып.2: Рисунки разных лет. – 1968. – 4 с.: 25 л. рис. в папке
Вып.3: Театральные рисунки. – 1970. – 10 с.: 30 л. рис. в папке
Вып.4: Мексиканские мотивы. – 1971. – 8 с.: 30 л. рис. в папке

Эйзенштейн С.М. Мемуары [в 2-х томах] / Сост., предисл. и коммент. Н.И. Клейман. – М.: Ред. газ. «Труд»: Музей кино, 1997
Т.1: Wie sag’ ich’s meinem Kinder!. – 430 с.: ил. – Прилож.: с. 359 -364. – Коммент.: с.365 -428.
Т.2: Истинные пути изобретания. Профили. – 543 с.: ил. – Коммент.: с.445 – 501. – Указ. имен: с.502 -541

Эйзенштейн С.М. Шесть рисунков: К сотой годовщине со дня рождения С. Эйзенштейна / Музей кино. Москва. – М.: Б. и., [1997]. – 6 л. ил в папке. – В надзаг.: ХХ-й Московский международный кинофестиваль. – Текст парал..: рус., англ. яз.

Эйзенштейн С.М. Монтаж / Вступит. ст. Р.Н. Юренева. – М.: ВГИК, 1998. – 192 с.: ил. – (Памятники кинематогр. мысли)

Эйзенштейн С.М. Планировка места действия на материале: «Кавказского пленника» Пушкина: Лекции С.М. Эйзенштейна во ВГИКе / Вступит. ст., подгот. текста и коммент., с.90 -92, Н. Клеймана. – М.: Музей кино, 1998. – 92 с.: ил. – (Мастер-класс)

Эйзенштейн С.М. Монтаж / Российский гос. архив лит. и искусства, Эйзенштейновский центр исслед. кинокультуры, Музей кино; Сост., авт. предисл. и коммент. Н.И. Клейман. – М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2000. – 591 с.: ил. – Коммент.: с.534 – 577. – Имен. указ.: с.578 – 588

Эйзенштейн С.М. Метод [в 2-х томах] / Российский гос. архив лит. и искусства, Эйзенштейновский центр исслед. кинокультуры, Музей кино: Сост., авт. предисл. и коммент. Н.И. Клейман. – М.: Музей кино: Эйзенштейн-центр, 2002
Т.1: Grundproblem. – 2002. – 495 с. – Коммент.: с.444 - 492
Т.2: Тайны мастеров. – 2002. – 687 с. – Коммент.: с. 584 – 660. – Им. указ. Эйзенштейн С.М.: с.661 -683

Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы киноискусства: [Сб. Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология» ] / Ред. сост. и авт. вступит. ст. Е.Я. Басин. – М.: Смысл, 2002. – 335 с. – Указ. имен. и предм.: с.330 – 335

Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа в [2-х томах] / Российский гос. архив лит. и искусства, Эйзенштейновский центр исслед. кинокультуры, Музей кино; Сост., авт. предисл. и коммент. Н.И. Клейман. – М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2004 – 2006
Т.1: Чувство кино. – 2004. – 687 с.: ил. – Коммент.: с.613 – 685
Т.2: О строении вещей. – 2006. – 624 с.: ил. – Коммент.: с. 536 – 604. – Именной указ.: с. 605 – 621

Эйзенштейн о Мейерхольде. 1919 – 1948 / Сост. и коммент. В.В. Забродина. – М.: Новое изд., 2005. – 352 с.: ил.

Статьи

Эйзенштейн С.М. Избранные статьи / Ред.-сост., авт. вступит. Статьи и примеч. Р.Н. Юренев. – М.: Искусство, 1955. – 504 с.: ил. – Содерж.: Публицистика; Из истории советского кино; Рецензии, Творческие портреты; О зарубежном кино; Вопросы режиссуры; О себе и своих фильмах. – Прилож.: Примеч.: с.467 – 484. – Библиогр. указ. опубликованных статей С.М. Эйзенштейна, не включенных в настоящий сб.: с.485 – 499. – Фильмогр.: с.500 – 502

С.М. Эйзенштейн. Библиография: Публикации на русском языке.- Ч.1: Прижизненные публикации С.М. Эйзенштейна, Ч.2: Посмертные публикации С.М. Эйзенштейна (1948 -1997) / Сост. В.В. Забродин // Киноведческие записки. –Вып. 36/37. – с. 348 – 397

Эйзенштейн С.М. Планы и заметки к спектаклю «Мудрец» / Публ. и предисл. Н.И. Клеймана // Киноведческие записки. – 1998. – Вып. 39. – С. 97 – 110

Программа занятий в театральных мастерских Московского Пролеткульта / Сост. С. Эйзенштейн / Киноведческие записки, 1999. – Вып. 41. – С. 57 – 58

Эйзенштейн С.М. [Из выступления на обсуждении программы обучения Режмаст ЦК Пролеткульта] / Публ., подгот. текста и коммент. В.В. Забродина // Киноведческие записки, 1999. – Вып. 41. – С. 65 – 68

Эйзенштейн С.М. «Луч» и «Самогонка». (Опыт определения идеологической несостоятельности в области техники и формы) / Публ. и предисл. Н.И. Клеймана
// Киноведческие записки. - 1999. – Вып. 43. – С. 35 – 65

Эйзенштейн С.М. «Заготовки к абхазскому документу»: Письма С.М. Эйзенштейна Э.И. Шуб // Киноведческие записки, 2000. – Вып. 49. – С. 168 – 179

Эйзенштейн С.М. «…Мы должны идти не к осуждению Пудовкина, а к извлечению пользы из данной темы»: Две лекции С.Эйзенштейна о фильме «Потомок Чингисхана», 1928 / Публ., предисл. С. Ишевской, коммент. С. Ишевской, В. Забродина // Киноведческие записки, 2004. – Вып. 68. – С. 26 – 64

Эйзенштейн С.М. Гранит кинонауки / Публ. и предисл. Н. Клеймана // Киноведческие записки, 2007. – Вып. 85. – С. 6 – 52

Эйзенштейн С.М. Spain / Публ., подготовка текста, предисл. Н. Клеймана // Киноведческие записки, 2008. – Вып. 87. – С. 12 - 29

Эйзенштейн С.М. Пять эпох. (К постановке картины «Генеральная линия») / Публ., предисл., коммент. Н. Клеймана // Киноведческие записки, 2008/2009. – Вып. 89/90. – С. 111 – 124

Эйзенштейн С.М.Наброски к «Мемуарам» // Киноведческие записки, - 2009. – Вып. 92/93. – С.143 – 163

Эйзенштейн С.М. [Несколько слов о театре] / Публ., предисл., коммент. Н. Рябчикова // Киноведческие записки, - 2010. – Вып. 96. – С.130 – 138

Эйзенштейн С.М. Заметки ко «Всеобщей истории кино»: Динамическая мумификация // Киноведческие записки, - 2011/2012. – Вып. 100/101. – С.53 - 107

Книги и статьи о творчестве С.М. Эйзенштейна

О фильме «Бежин луг» С. Эйзенштейна. – М.: Искусство, 1937. – 62 с.

Вишневский В.С. Эйзенштейн. – М.: Госкиноиздат, 1939. – 32 с.

Нижний В. На уроках режиссуры С. Эйзенштейна / ВГИК, каф. кинорежиссуры. – М.: Искусство, 1958. – 202 с., ил.

Ростовцев И.Г. «Броненосец Потемкин». – М.: Искусство, 1962. – 212 с., ил.

Юренев Р.Н. «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна / АН СССР. -
М.: Наука, 1965. – 150 с., ил.

Сергей Михайлович Эйзенштейн. Спектакли. Фильмы. Рисунки. Замыслы. Книги / Науч.-спр. Бюро при кинотеатре Госфильмофонда СССР. – М.: Б.и., 1966. – 30 с., ил. – (К циклу просмотров в кинотеатре Госфильмофонда)

«Броненосец Потемкин»: [Сб. статей и материалов] / Сост.: Н.И. Клейман, К.Б. Левина / Комис. по творческому наследию С.М. Эйзенштейна при Союзе кинематогр. СССР, Госфильмофонд СССР, Центральный гос. архив лит. и искусства СССР. – М.: Искусство, 1969. – 370 с., ил. – (Шедевры совет. кино). – Библиогр.: с.: 356 -359. – Коммент.: с.360 – 367

Эйзенштейн в воспоминаниях современников / Сост.-ред., авт. примеч. Р.Н. Юренев. – М.: Искусство, 1974. – 404 с., 20 л. ил.

Козлов Л.К. «Броненосец ,,Потемкин,,». – М.: БПСК, 1975. – 16 с.: ил.

Шкловский В.Б. Эйзенштейн. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1976. – 296 с., ил. – (Жизнь в искусстве)

Из творческого наследия С.М. Эйзенштейна. Материалы и сообщения. Сб. науч. Трудов / Гос. комитет СССР по кинематографии, Всесоюз. НИИ киноискусства; Отв. ред. Л.К. Козлов. – М.: ВНИИК, 1985. – 118 с. – (Кино: История, теория, критика)

Юренев Р.Н. Сергей Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод [в 2-х частях] / ВНИИ киноискусства. – М.: Искусство, 1985 – 1988
Ч.1: 1930 – 1948. – 1985. – 303 с. – Примеч.: с. 295 – 302
Ч.2: 1930 – 1948. – 1988. – 320 с. - Примеч.: с.313 -318

Аксенов И.А. Сергей Эйзенштейн: Портрет художника. - М.: Киноцентр, 1991. – 127 с., ил.

Никитин А.Л. Московский дебют Сергея Эйзенштейна: Исследования и публикации. – М.: Интерграф, 1996. – 320 с., ил.: с.293 – 318. – Прилож.: с.209 – 286. – Указ. имен: с.287 – 292. - (Семейный архив)

Красноярова О.В. Диалогичность экрана С.М. Эйзенштейна. – Иркутск: Изд. Иркут. ун-та,1998. - 192 с., ил.

Забродин В.В. Эйзенштейн: Попытка театра. Статьи. Публикации. – М.: Эйзенштейн-центр, 2005. – 344 с., ил.

Рошаль Л. Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет на фоне эпохи / Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, НИИ киноискусства. – М.: Материк, 2007. – 392 с., ил.

Арансон О., Клейман Н. Ускользающий Эйзенштейн: Беседа / О. Арансон, Н. Клейман // Искусство кино. – 1998. - № 10. – с. 69 – 81

Шафганс Б. «Валькирия» Эйзенштейна и германо-советские отношения / Пер. Л.С. Масловой // Киноведческие записки. – 1998. – Вып. 39. – С. 198 – 211

Иванов В.В. Эстетика Эйзенштейна // Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1. – М., 1998. – с. 141 - 378

Петровская Е. Семиотика в противовес абстрактному кино // Киноведческие записки. – 1999. – Вып. 44. – С.238 – 244

От ученика – к учителю : У истоков педагогической деятельности Сергея Эйзенштейна / Публ., подготовка текста и коммент. В.В. Забродина // Киноведческие записки. – 1999. – Вып. 41. – С. 56 – 72

Ямпольский М. Сублимация как формообразование: (Заметки об одной неопубликованной статье Сергея Эйзенштейна) // Киноведческие записки. – 1999. – Вып. 43. – С. 66 – 87

Клейман Н.И. Что моделирует искусство Эйзенштейна? // Киноведческие записки. – 2000. - Вып. 46. – С. 108 – 115

Коньо Жерар. Эйзенштейн, MLb и кризис искусства // Киноведческие записки. – 2000. - Вып. 46. – С. 116 – 136

Конеса Жан-Клод. «Октябрь»: кризис изображения // Киноведческие записки. – 2000. - Вып. 46. – С. 137 – 149

Альбера Франсуа. Эффект «переворачивания» и парения в графическом творчестве Эйзенштейна // Киноведческие записки. – 2000. - Вып. 46. – С. 150 – 166

Познер Валерии. Шкловский / Эйзенштейн – двадцатые годы. История плодотворного непонимания // Киноведческие записки. – 2000. - Вып. 46. – С. 179 – 188

Шмулевич Эрик. «Иван Грозный» и Сталин: макиавеллиевское прочтение истории // Киноведческие записки. – 2000. - Вып. 46. – С. 189 – 197

Хренов Н.А. Сергей Эйзенштейн: от технологии суггестивного воздействия к эстетике диалога // Киноведческие записки. – 2000. - Вып. 46. – С. 197 – 207

Козлов Л.К. «Борис Годунов» и «Иван Грозный»: Фрагменты к теме // Киноведческие записки. – 2001. - Вып. 50. – С. 82 – 93

Фильм-концерт «Александр Невский» в Большом театре. Первые впечатления: «Круглый стол» в музее кино / Н. Клейман, Ф. Штробель, Ш. Ланг, В. Майснер, К. Разлогов и др. // Киноведческие записки. – 2004. – Вып. 70. - С. 5 – 23.

«Броненосец «Потемкин»: Берлинская премьера 2005 года / С.Трошин // Киноведческие записки. – 2005. – Вып. 72. – С.276 – 277

Паталас Э. «Хождение по мукам» «Броненосца ,, Потемкин,,»: О новой «берлинской редакции» картины Эйзенштейна // Киноведческие записки. – 2005. – Вып. 72. - С. 277 – 284

Имиг Х. Майзель прежде всего: Тонкости музыкальной аранжировки // Киноведческие записки. – 2005. – Вып. 72. – С.284 – 287

Дмитриев В. «Все-таки это новодел» // Киноведческие записки. – 2005. – Вып. 72. – С.287 – 290

Клейман Н. Глаза Каварадзаки: [Работа С. Эйзенштейна с актером] // Киноведческие записки. – 2005. – Вып. 75. – С. 62 – 77

Виноградов В. Эйзенштейн и Шопенгауэр. К вопросу влияния // Киноведческие записки. – 2006. – Вып. 78. – С. 109 – 122

Забродин В.В. Три дня в августе: Случай Эйзенштейна // Киноведческие записки. – 2006. – Вып.78. – С.121 – 164

Винярский М., Липшиц Г. Лучшие годы нашей жизни: Воспоминания о занятиях в режиссерской мастерской Сергея Эйзенштейна / Публ. В.К. Силиной, коммент. В.В. Забродина // Киноведческие записки. – 2006. – Вып. 80. – С.124 – 148

Эйзенштейн – новые материалы / Публ., подготовка текста, коммент. В. Забродина // Киноведческие записки. – 2007. – Вып. 81. -. С.46 – 67

«…Говорить лишь о том, о чем стоит говорить»: Сценограмма занятия С.М. Эйзенштейна со студентами 3 курса режиссерского факультета ВГИКа, 14 мая 1941 г. / Публ. С.М. Ишевской, коммент. С.М. Ишевской, А.С. Трошина // Киноведческие записки. – 2007. – Вып. 81. -. С.68 – 84

С.М. Эйзенштейн в американской прессе двадцатых годов ХХ века / Пер., публ., коммент. Н. Рябчиковой // Киноведческие записки. – 2007. – Вып. 84. -. С.135 – 160

«…Пройти через всю вещь постановочно, съемочно, монтажно»: Из педагогической практики С.М. Эйзенштейна // Киноведческие записки. – 2007. – Вып. 84. -. С. 161 – 194

Фролов А. Трактат О творческом методе режиссера кинематографического Эйзенштейна Сергея Михайловича, о многих возникших вопросах в связи с этим методом, о том, что познано за сорокодневное пребывание на съемках картины «Бежин луг» / Публ. А.С. Трошина // Киноведческие записки. – 2007. – Вып. 84. – С 194 – 211

Розенфельд М. На съемках фильма «Бежин луг» // Киноведческие записки. – 2007. – Вып. 84. – С 212 – 227

Рябчикова Н. Сергей Эйзенштейн и Эдмунд Уилсон: история одного диалога // Киноведческие записки. – 2007. – Вып.85. – С. 53 – 65

«Господину Эйзенштейну, который мне симпатичен…»: Об автографах на книгах из библиотеки С.М. Эйзенштейна / Беседа с Наумом Клейманом // Киноведческие записки. – 2007. – Вып.85. – С. 79 – 95

Забродин В.В. «Шалости амура», или «The first I slept with»: Портрет А.А. Касаткиной в документах и письмах // Киноведческие записки. – 2007. – Вып.85. – С. 96 – 120

Эйзенштейн – Уилсон: диалог на полях книги / Публ., предисл., коммент. Н. Рябчиковой // Киноведческие записки. – 2008. – Вып.87. – С 30 - 53

«Американская диафрагма открывается»: Режиссерские этюды Сергея Эйзенштейна / Публ., предисл. Н. Рябчиковой // Киноведческие записки. – 2008. – Вып.87. – С. 227 – 241

Забродин В.В. К истории постановки «Бежина луга»: Монтаж документов // Киноведческие записки. – 2008. – Вып.87. – С. 242 – 282

Ямпольский М. От Пролеткульта к Платону (Эйзенштейн и проект смысловой самоорганизации жизни) // Киноведческие записки. – 2008/2009. – Вып.89/90. – С. 48 – 90

Васильева Ю. Эйзенштейн: политические и эстетические векторы творчества. Взгляд из ХХ1 века // Киноведческие записки. – 2009. – Вып. 92/93. – С. 5 – 30

Ньюбергер Дж. Ангел Эйзенштейна / Пер. Н. Рябчиковой / Киноведческие записки. – 2009. – Вып. 92/93. – С. 31 – 60

Конференция «Эйзенштейн – Кино - История», Нью-Йорк / Н. Рябчикова // Киноведческие записки. – 2010. – Вып. 97. – С. 335 - 338

Сомаини А. Возможности кино: история как монтаж в заметках Сергея Эйзенштейна ко «Всеобщей истории кино» / Пер. Н. Рябчиковой // Киноведческие записки. – 2011/2012. – Вып. 100/101. – С. 108 – 129

Хопкар А. Перезвон / Пер. Н. Цыркун // Киноведческие записки. – 2011/2012. – Вып. 100/101. – 307 – 319

Коньо Ж. Mlb, или фундаментальная проблема в эстетике Эйзенштейна. От «Валькирии» до «Ивана Грозного» / Пер. А. Владимировой, ред. В.Румянцевой //
Киноведческие записки. – 2011/2012. – Вып. 100/101. – С. 320 – 330

Забродин В.А. Эйзенштейн: кино, власть, женщины. – М.: Новое лит. обозрение, 2011. – 554 с., ил.

Произведения С.М. Эйзенштейна и литературу о нем найдете в Электронном каталоге Библиотеки. Направляйте запросы по электронной почте. В библиотеке работает виртуальная справочная служба.